Утверждено
Министерством путей
сообщения
Российской
Федерации
27 января 1996 года
 
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ
ЭЛЕМЕНТОВ СТРЕЛОЧНЫХ ПЕРЕВОДОВ
 
ДОПОЛНЕНИЕ К НТД/ЦП-1-93
 
1.
НАЗНАЧЕНИЕ
 
Классификация
предназначена для правильного ведения учета основных несущих и направляющих
элементов стрелочных переводов, снимаемых с пути из-за развития различных
дефектов и повреждений, и разработки мер по увеличению срока службы этих
элементов.
 
2. ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ КЛАССИФИКАЦИИ
 
2.1. В
классификацию включены только те специфические дефекты и повреждения элементов
стрелочных переводов, которые по месту расположения или основной причине
образования отличаются от дефектов и повреждений рельсов.
Дефекты и
повреждения элементов стрелочных переводов, не отличающиеся от таких же изъянов
в рельсах, учитываются по классификации дефектов и повреждений рельсов
НТД/ЦП-1-93 (с добавлением букв перед цифровыми обозначениями), например Р.14;
0.11.1; С.47.1 и т.д.
2.2. При
составлении классификации дефектов и повреждений элементов стрелочных переводов
сохранены принципы классификации, изложенные в НТД/ЦП-1-93.
2.3. Все
специфические дефекты, повреждения и изломы элементов стрелочных переводов
обозначены буквами, двузначным числом и вспомогательной третьей цифрой,
например: ДО.65.2; ДР.11.2; ДУ.14.2 и т.д.
Буква Д обозначает, что дефект классифицирован по данному
дополнению. Вторая буква обозначает элемент перевода: О - остряк, Р - рамный рельс, У - усовик крестовины, УН - усовик
крестовины с непрерывной поверхностью катания, С - сердечник крестовины, СН
-сердечник крестовины с непрерывной поверхностью катания, Х - ходовые рельсы у
контррельсов, К - контррельсы.
Цифры характеризуют
вид дефекта или повреждения, место их расположения по сечениям элементов
стрелочных переводов и основные причины их возникновения таким же образом, как
и в классификации НТД/ЦП-1-93.
 
3.
КЛАССИФИКАЦИЯ ДЕФЕКТОВ И ПОВРЕЖДЕНИЙ ЭЛЕМЕНТОВ
СТРЕЛОЧНЫХ
ПЕРЕВОДОВ
 
┌────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┐
│  Наименование дефектов и повреждений   │Располо-
│Обозна- │Схематическое│
│    элементов и основные причины их     │жение    │чение   │ изображение │
│         
появления и развития         
│дефектов │       
│ дефекта (не │
│                                       
│по длине │       
│ приводится) │
│                                       
│элемента │       
│             │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│  3.1. Остряки, сердечники крестовин с
непрерывной поверхностью катания  │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Выкрашивание
гребнеобразного наплыва в 
│Вне стыка│ДО.11.2 │ДО.11.2      │
│сторону
рамного рельса в зоне боковой  
│         │        │             │
│строжки
остряка из-за недостаточной     │         │        │             │
│контактно-усталостной
прочности металла │        
│        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивание
остряков от острия до пер- │Вне
стыка│ДО.14.2 │ДО.14.2     
│
│вой
стрелочной тяги из-за усиленного    │         │        │ДСН.14.2     │
│бокового
воздействия колес.            
│         │        │             │
│Выкрашивание
острия подвижного          │         │ДСН.14.2│             │
│сердечника                              │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в головке и изломы из-за них в  │Вне стыка│ДО.20.2
│ДО.20.2      │
│зоне
выпрессовки корня                 
│        
│ДСН.20.2│ДСН.20.2    
│
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Седловины
в зоне выпрессовки из-за     
│Вне стыка│ДО.41.2 │ДО.41.2      │
│изменения
структуры металла при ее      │         │ДСН.41.2│ДСН.41.2     │
│выполнении                              │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Седловины
на поверхности катания остряка│Вне
стыка│ДО.42.2 │ДО.42.2     
│
│от
первой тяги до сечения 50 мм        
│         │        │             │
│вследствие
завышения его над рамным     │         │        │             │
│рельсом                                 │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в подошве и изломы из-за них в  │Вне стыка│ДО.60.2
│ДО.60.2      │
│зоне
выпрессовки                       
│        
│ДСН.60.2│ДСН.60.2    
│
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Местный
износ подошвы остряка, сердечни-│Вне
стыка│ДО.61.2 │ДО.61.2     
│
│ка
в зоне опирания на подушки подкладок │         │ДСН.61.2│ДСН.61.2     │
│из-за
недостаточной прочности металла  
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
и изломы остряков, сердечников, │Вне стыка│ДО.65.2
│ДО.65.2      │
│развивающиеся с подошвы в местах острых
│        
│ДСН.65.2│ДСН.65.2    
│
│кромок
и надрывов металла от боковой    │         │        │             │
│строжки
подошвы                        
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Неприлегание
остряков к рамному рельсу, │В любом 
│ДО.80   │ДО.80        │
│а
также остряков или подвижных         
│месте   
│ДСН.80  │ДСН.80       │
│сердечников
к подушкам подкладок из-за  │         │        │             │
│саморазгиба,
вертикального выгиба и     │         │        │             │
│пропеллерности                          │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│3.2.
Рамные рельсы, усовики крестовин с непрерывной поверхностью катания │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Выкрашивание
металла рамного рельса по 
│Вне стыка│ДР.11.2 │ДР.11.2      │
│боковой выкружке в зоне прилегания      │         │        │             │
│остряков
из-за недостаточной контактно- │         │        │             │
│усталостной
прочности металла           │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины и выкрашивания      
│Вне стыка│ДР.21.2 │ДР.21.2      │
│(насечки)
на головке в зоне перекатыва- │         │ДУН.21.2│ДУН.21.2     │
│ния
колес с остряка на рамный рельс и с │         │        │             │
│сердечника
на усовик вследствие         │         │        │             │
│недостаточной
контактно-усталостной     │         │        │             │
│прочности
металла                      
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
и изломы усовиков, развивающиеся│Вне
стыка│ДУН.65.2│ДУН.65.2    
│
│с
подошвы в местах острых кромок и     
│         │        │             │
│надрывов
металла от боковой обработки  
│         │        │             │
│подошвы                                 │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│                             3.3.
Крестовины                             │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Откол
металла головки в хвостовом торце │В стыке  │ДС.10.1 │ДС.10.1      │
│сердечника
из-за дефектов литья         │         │        │             │
│(раковины,
поры и т.п.)                 │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивание
рельсовой или литой части 
│Вне стыка│ДУ.12.2 │ДУ.12.2      │
│усовика
по линии врезки из-за           │         │        │             │
│недостатков
конструкции                 │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивания
на боковой выкружке       
│Вне стыка│ДС.13.2 │ДС.13.2      │
│сердечника
и литой части усовиков из-за │        
│ДУ.13.2 │ДУ.13.2     
│
│несвоевременного
удаления наплывов      │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Отслоение
и выкрашивание на поверхности │В стыке  │ДС.14.1 │ДС.14.1-2    │
│катания
литой части усовика и сердечника│Вне
стыка│ДС.14.2 │ДУ.14.2     
│
│в зоне перекатывания из-за повышенного  │         │ДУ.14.2 │             │
│динамического
воздействия колес         │         │       
│             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выкрашивание
наплавленного слоя на     
│В стыке 
│ДС.18.1 │ДС.18.1-2   
│
│поверхности
катания литой части усовика │Вне
стыка│ДС.18.2 │ДУ.18.2     
│
│и
сердечника                           
│         │ДУ.18.2
│             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины литой части усовика и│Вне
стыка│ДС.20.2 │ДС.20.2     
│
│сердечника
из-за дефектов отливки       │         │ДУ.20.2 │ДУ.20.2      │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины и изломы рельсового 
│Вне стыка│ДУ.22.2 │ДУ.22.2      │
│усовика
в зоне переднего конца врезки  
│         │        │             │
│из-за
недостатков ее конструкции       
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины литой части усовика и│Вне
стыка│ДС.28.2 │ДС.28.2     
│
│сердечника
в зоне наплавки              │         │ДУ.28.2 │ДУ.28.2      │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины и изломы хвостовиков │В стыке  │ДС.29.1 │ДС.29.1      │
│сердечников
и цельнолитых крестовин     │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Горизонтальное
расслоение литой части  
│Вне стыка│ДС.30Г.2│ДС.30Г.2     │
│усовика
и сердечника из-за наличия     
│        
│ДУ.30Г.2│ДУ.30Г.2    
│
│оксидных
плен и неспаев в металле      
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Седловины
на усовике в зоне передней   
│Вне стыка│ДС.42.2 │ДС.42.2      │
│врезки
и на сердечнике в узкой его части│        
│ДУ.42.2 │ДУ.42.2     
│
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в шейке хвостовой части сердеч- │В стыке  │ДС.50.1 │ДС.50.1      │
│ника
из-за наличия литейных дефектов   
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
в подошве из-за наличия дефектов│В стыке  │ДС.60.1 │ДС.60.1-2    │
│в
литье, а также заусенцев и ступенек   │Вне стыка│ДС.60.2
│             │
│после
фрезерования верха подошвы       
│         │        │             │
│хвостовой
части сердечника             
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Выколы
в подошве хвостовой части        │В стыке  │ДС.63.1 │ДС.63.1      │
│сердечника                              │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│                   3.4. Ходовые рельсы у
контррельсов                    │
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Смятие
головки рельса в виде седловины  │Вне стыка│ДХ.44.2
│ДХ.44.2      │
│против
зоны перекатывания колес с       │         │        │             │
│усовика
на сердечник и обратно         
│         │        │             │
├────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┤
│                            3.5.
Контррельсы                            
│
├────────────────────────────────────────┬─────────┬────────┬─────────────┤
│Выкол
головки контррельса из-за         │Вне стыка│ДК.14.2
│ДК.14.2      │
│повышенного
бокового воздействия колес  │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Поперечные
трещины в головке контррельса│Вне
стыка│ДК.24.2 │ДК.24.2     
│
│и
изломы из-за них вследствие           │         │        │             │
│повышенного
бокового воздействия колес  │         │        │             │
├────────────────────────────────────────┼─────────┼────────┼─────────────┤
│Трещины
от болтовых отверстий в контр-  │Вне стыка│ДК.54.2
│ДК.54.2      │
│рельсе
и изломы из-за них вследствие    │         │        │             │
│повышенного
бокового воздействия колес  │         │        │             │
└────────────────────────────────────────┴─────────┴────────┴─────────────┘