Утверждена
Постановлением
Госстроя России
от 22 ноября 1993
г. N 18-48
 
Согласовано
письмом ЦК
профсоюза работников
строительства и
промышленности
строительных
материалов России
от 2 сентября 1993
г. N 309-4
 
Дата введения 1
января 1994 года
 
ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МАШИНИСТОВ АВТОВЫШЕК И
АВТОГИДРОПОДЪЕМНИКОВ
 
ТОИ Р-66-09-93
 
(в ред.
Изменения N 1, утв. Постановлением
Госстроя РФ
от 13.03.1995 N 18-22)
 
Разработана
ЦНИИОМТП (канд. техн. наук В.А. Алексеев, Н.Д.
Левинсон, И.С. Санин) с участием специализированных организаций строительных
акционерных обществ, концернов, корпораций с учетом Основ законодательства
Российской Федерации об охране труда и нормативных документов в строительстве
взамен ранее действующих типовых инструкций, утвержденных министерствами и
ведомствами. Типовая инструкция
является нормативным документом для работников строительных профессий.
Утверждена Постановлением Госстроя России от 22 ноября 1993 г. N 18-48.
 
Машинисты автовышек
и автогидроподъемников (далее - машинисты подъемников) при производстве работ
согласно имеющейся квалификации обязаны выполнять требования безопасности,
изложенные в Типовой инструкции по охране труда для работников
строительства, промышленности
строительных материалов и жилищно - коммунального хозяйства, настоящей Типовой
инструкции, разработанной с учетом строительных норм и правил Российской
Федерации, Правил устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)
Госгортехнадзора России, а также требования инструкции завода - изготовителя по
эксплуатации подъемника.
 
Требования
безопасности перед началом работы
 
1. До начала работы
машинист подъемника обязан:
а) надеть
спецодежду и спецобувь;
б) предъявить
руководителю удостоверение на право управления подъемником и получить путевой
лист;
в) уточнить маршрут
движения и характер выполняемых работ на объекте;
г) получить в
путевом листе отметку о проверке технического состояния подъемника.
2. Перед запуском
двигателя машинист подъемника обязан:
а) предупредить
работников, которые заняты обслуживанием машины или находятся на пути
следования, о начале работы машины;
б) при отсутствии
проверки подъемника выявить и устранить имеющиеся неисправности в работе или
доложить о них ответственному лицу за техническое состояние машины;
в) убрать все
посторонние предметы из люльки и с площадки и убедиться в отсутствии их на
вращающихся деталях;
г) проверить
нахождение рычага переключения скоростей в нейтральном положении.
3. После запуска
двигателя машинист подъемника обязан провести контрольную проверку исправности
машины, в том числе:
а) проверить работу
тормозов и сцепления;
б) проверить
исправность приборов освещения и звуковых сигналов;
в) проверить
исправность механизмов подъема люльки и установки выносных опор;
г) привести все
выдвижные конструкции в транспортное положение.
4. Машинист не
должен приступать к выполнению работ на неосвидетельствованном
подъемнике, а также при следующих неисправностях:
а) трещинах или деформациях в металлоконструкциях подъемника;
б) течи в
топливной или гидравлической системах;
в) падении давления в шинах;
г) повышенном шуме;
д) несрабатывании стояночного или рабочего тормозов;
е) неисправности
механизмов подъема люльки и выносных опор.
Обнаруженные
неисправности должны быть устранены собственными силами до начала эксплуатации,
а при невозможности сделать это машинист подъемника обязан сообщить
руководителю работ и лицу, осуществляющему надзор за безопасной эксплуатацией подъемника.
 
Требования
безопасности во время работы
 
5. При выполнении
работ машинист подъемника обязан:
а) содержать кабину
управления и люльку в чистоте, не допускать нахождения там посторонних
предметов;
б) в процессе
работы следить за тем, чтобы масса людей, инструмента и материалов, находящихся
в люльке, не превышала грузоподъемности, предусмотренной паспортом подъемника;
в) не допускать
производства работ, вызывающих горизонтальные нагрузки на люльку (при
протягивании троса или провода, работе отбойными молотками и т.п.);
г) контролировать
наличие у работников подъемника удостоверения на право работ на высоте.
6. Перед началом
подъема людей машинист подъемника обязан:
а) установить
подъемник на выносные опоры и затормозить автомобиль ручным тормозом;
б) проверить
крепление грузов и закрепление предохранительных поясов у лиц, находящихся в
люльке;
в) установить
порядок обмена сигналами с работниками в люльке;
г) определить
совместно с руководителем работ границы опасной зоны внизу под люлькой.
7. Во время
нахождения работников в люльке машинист подъемника обязан находиться в кабине
управления и следить, чтобы работники в люльке были прикреплены поясом к
перилам люльки, не перегибались через них и не вставали на поручни ограждения.
Подъем, остановку и
опускание люльки машинист подъемника обязан производить только по сигналу
находящихся в них работников.
Подъем на высоту,
близкую к предельной, машинист подъемника должен
выполнять на пониженной скорости.
8. До начала
транспортирования подъемника машинист обязан:
а) привести все
рабочее оборудование в транспортное положение и зафиксировать его;
б) ознакомиться с
маршрутом следования, состоянием дороги, требованиями проезда по искусственным
сооружениям;
в) убедиться в
отсутствии людей в люльке или на конструкциях подъемника.
9. При
транспортировании подъемника своим ходом по дорогам общего пользования машинист
обязан выполнять требования "Правил дорожного движения", утвержденных
МВД России.
10. При установке и
перемещении подъемника вблизи выемок (котлованов и траншей) машинист обязан
соблюдать расстояние приближения от подошвы откоса выемки грунта до ближайшей
опоры подъемника (не менее указанного в таблице).
 
┌─────────┬──────────────────────────────────────────────────────┐
│
Глубина │ Расстояние по горизонтали от основания откоса выемки │
│выемки,
м│            
до ближайшей опоры подъемника, м        
│
│        
├──────────────────────────────────────────────────────┤
│         │                         Грунт                        │
│        
├─────────────┬──────────────┬──────────────┬──────────┤
│         │   песчаный 
│  супесчаный  │ 
суглинистый │ глинистый│
│         │             │              │              │          │
│     1  
│       1,5   │      
1,25   │       1     
│     1    │
│     2  
│       3     │       2,4   
│       2      │     1,5 
│
│     3  
│       4     │       3,6   
│       3,25   │    
1,75 │
│     4  
│       5     │       4,4   
│       4      │     3   
│
│     5  
│       6    
│       5,3    │       4,75  
│     3,5  │
└─────────┴─────────────┴──────────────┴──────────────┴──────────┘
 
11. Производить
работы в охранной зоне действующей воздушной линии электропередачи машинист
подъемника обязан под непосредственным руководством инженерно - технических
работников, ответственных за безопасное производство работ, при наличии
письменного разрешения организаций - владельцев линий и наряда - допуска,
определяющего безопасные условия работы.
 
Требования
безопасности в аварийных ситуациях
 
12. При изменении
погодных условий (ухудшении видимости, усилении ветра более 10 м/с, грозе, понижении температуры
ниже 40 град. С) работы необходимо прекратить и доложить об этом руководителю.
13. При появлении
признаков неисправности двигателя, гидросистемы или подъемного механизма работу
необходимо приостановить и принять меры к устранению неисправностей.
В случае
невозможности оперативного устранения неисправности нахождение людей в люльке
на высоте не допускается, необходимо принять меры для ее спуска.
 
Требования
безопасности по окончании работы
 
14. По окончании
работы машинист подъемника обязан:
а) поставить машину
на место стоянки, затянуть стояночный тормоз и выключить двигатель;
б) кабину
управления привести в порядок и закрыть;
в) провести осмотр
состояния механизмов и конструкций подъемника;
г) обо всех
замеченных неисправностях и нарушениях в процессе работы сообщить руководителю
и лицу, осуществляющему надзор за его техническим состоянием, и сделать запись
в вахтенном журнале.