Оставьте ссылку на эту страницу в соцсетях:

Поиск по базе документов:

 

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 апреля 2009 г. N 568-О-О

 

ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ

ГРАЖДАНКИ РЫЖЕНКОВОЙ МАРИНЫ ВЛАДИМИРОВНЫ

НА НАРУШЕНИЕ ЕЕ КОНСТИТУЦИОННЫХ ПРАВ ПОЛОЖЕНИЕМ

СПИСКА N 1 ПРОИЗВОДСТВ, РАБОТ, ПРОФЕССИЙ, ДОЛЖНОСТЕЙ

И ПОКАЗАТЕЛЕЙ НА ПОДЗЕМНЫХ РАБОТАХ, НА РАБОТАХ С ОСОБО

ВРЕДНЫМИ И ОСОБО ТЯЖЕЛЫМИ УСЛОВИЯМИ ТРУДА, ЗАНЯТОСТЬ

В КОТОРЫХ ДАЕТ ПРАВО НА ПЕНСИЮ ПО ВОЗРАСТУ

(ПО СТАРОСТИ) НА ЛЬГОТНЫХ УСЛОВИЯХ

 

Конституционный Суд Российской Федерации в составе заместителя Председателя О.С. Хохряковой, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев по требованию гражданки М.В. Рыженковой вопрос о возможности принятия ее жалобы к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,

 

установил:

 

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданка М.В. Рыженкова просит признать не соответствующим Конституции Российской Федерации положение Списка N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, предусматривающее льготное пенсионное обеспечение рабочих, специалистов и служащих, в том числе участкового маркшейдера, при условии занятости на подземных работах 50 и более процентов рабочего времени в году (в учетном периоде) (раздел I "Горные работы").

Как следует из представленных материалов, М.В. Рыженкова, работавшая в должности участкового маркшейдера с 4 сентября 1986 года по 2 декабря 1995 года на шахте "Октябрьская" и со 2 сентября 2002 года по 1 апреля 2003 года на шахте "Комсомольская", полагая, что имеет право на назначение трудовой пенсии по старости с 45 лет по нормам пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", 17 апреля 2008 года обратилась в управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области за назначением пенсии, однако ей в этом было отказано. Копейский городской суд Челябинской области решением от 1 октября 2008 года в удовлетворении требований М.В. Рыженковой также отказал на том основании, что в соответствии со Списком N 1, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 (введен в действие на территории РСФСР Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 года N 517), с 1 января 1992 года лица, занимавшие должность участкового маркшейдера, имеют право на назначение трудовой пенсии по старости по нормам пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" только при условии занятости на подземных работах 50 и более процентов рабочего времени в году (в учетном периоде). Суд указал, что исходя из наличия 6 лет 6 месяцев и 23 дней стажа работы по Списку N 1 заявительница будет иметь право на досрочное назначение пенсии по достижении 49 лет.

М.В. Рыженкова полагает, что оспариваемая норма нарушает ее конституционное право на социальное обеспечение и не соответствует предписанию статьи 55 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку ранее действовавшее законодательство не ставило право лиц, занимавших должность участкового маркшейдера, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в зависимость от условий осуществления труда (на подземных работах либо на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников).

2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.

Согласно действовавшему до 1 января 1992 года регулированию участковые маркшейдеры, в числе иных инженерно-технических работников, связанных с подземными работами на рудниках, шахтах, в угольных шахтоуправлениях (на правах шахт), на шахтостроительных и проходческих работах и на приисках с подземной добычей, были указаны в Списке N 1 производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года N 1173. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 были утверждены новые Списки N 1 и N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. Эти Списки, введенные в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 года, применялись при назначении пенсии в связи с особыми условиями труда на основании пунктов "а", "б" части первой статьи 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с 1 января 2002 года - в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").

В результате изменения законодательства профессия "участковый маркшейдер" при условии занятости на подземных работах 50 и более процентов рабочего времени в году (в учетном периоде) была оставлена в Списке N 1, а профессия "участковый маркшейдер" при работе на поверхности разрезов, карьеров, шахт и рудников была отнесена к Списку N 2. После принятия Постановления Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 января 1992 года будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии на льготных условиях по Списку N 1, только при условии занятости на подземных работах 50 и более процентов рабочего времени, если до 1 января 1992 года они не выработали специальный стаж полностью. Таким образом обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.

Основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности участковых маркшейдеров применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался зачет времени такой работы в специальный стаж, не нарушают конституционные требования и согласуются с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающих неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также - в случае необходимости - предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям (Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П).

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

 

определил:

 

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Рыженковой Марины Владимировны, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

 

Заместитель Председателя

Конституционного Суда

Российской Федерации

О.С.ХОХРЯКОВА

 

Судья-секретарь

Конституционного Суда

Российской Федерации

Ю.М.ДАНИЛОВ

 

 




Мегабиблиотека по охране труда и технике безопасности. // Некоммерческий проект для инженеров по охране труда. //

Рейтинг@Mail.ru Яндекс цитирования

Copyright © www.УЦОТ.рф, 2012 - 2024